Вселенная «Бабрбук»: Как бессмертный сибиряк учит иркутян любить свой город
Дмитрий Мироманов родился в суровом Братске и после школы за компанию с соседом поступил на иркутский матфак. Учился на математика-экономиста, а параллельно занимался продвижением, организацией мероприятий и дизайном. Его последним официальным местом работы стала туристическая компания «Гранд Байкал». Очень скоро Мироманов сбежал от рутины с мыслью: «Надо что-то придумать».
Дядя Миша из Владимира и мифический зверь

Идей, чем заняться, у Дмитрия не было, поэтому он решил поискать их на краудфандинговых платформах. На Boomstarter он наткнулся на интересный путеводитель про Санкт-Петербург, который делал некий Дядя Миша из Воронежа. Загорелся идеей и написал ее автору, чтобы урегулировать вопрос с правами. Михаил оказался таким же энтузиастом и сказал, что ему ничего не нужно, но попросил Дмитрия упоминать Дядю Мишу в каждом интервью. И вот уже шесть лет основатель иркутского путеводителя исполняет обещание.

Первоначальный формат путеводителя-чек-листа из тетради на скобах переродился в книжку со склейкой и QR-кодами, чтобы читатели узнавали больше интересных о локальных особенностях — например, могли прочитать рецепт сугудая. Необычное название «Бабрбук», которое сложно выговорить тем, кто ни разу не был в Иркутске, родилось из имени мифического существа Бабра. Памятник зверю с телом тигра и хвостом бобра установлен в центре города.

Реализацию проекта Дмитрий начал с того, что рассказал о нем знакомой художнице — Марине Рюмшиной. Она согласилась отрисовать первый «Бабрбук», хотя на тот момент у проекта совсем не было бюджета. Потом Мироманов написал друзьям, живущим в других странах, и предложил им подумать, куда бы те повели своих заграничных знакомых, если бы вместе с ними приехали в Иркутск. Неожиданно у приятелей Дмитрия с ходу получилось собрать список из сотни интересных локаций и заданий, которые стали основой «Бабрбука».
«Первая книга вышла в 2017 году. Мы делали ее девять месяцев, поэтому я часто сравниваю "Бабрбук" с ребенком. Когда начинали работать, я говорил: "Если не найдем денег на выпуск, продам почку", — желание сделать проект было лютым. Пока Марина рисовала, я кумекал, где найти деньги. Первой идеей был, конечно, краудфандинг. Я установил рандомную сумму — 42 000 рублей: не посчитал ни налоги, ни стоимость печати, а в конце концов понял, что этого недостаточно даже для оплаты работы художницы.


На краудфандинге получилось собрать 54 000 рублей, но и этого ни на что не хватало. Тогда я пошел с идеей к директору компании "Гранд Байкал" и предложил стать партнером и другом проекта. Он согласился и отправил меня в отдел маркетинга (интересно, что я вернулся в свой же кабинет). После длительного согласования все-таки получил деньги, и их хватило, чтобы заплатить гонорар Марине и напечатать тираж 500 экземпляров», — рассказывает Дмитрий.
Тиражу основатель иркутского квестбука не изменяет до сих пор. Для офсетной печати это оптимальное количество, позволяющее сэкономить бюджет. А еще благодаря небольшим партиям есть возможность быстро исправлять ошибки и постоянно поддерживать актуальность путеводителя.

Поблагодарить всех причастных к созданию книги Дмитрий решил нестандартным способом — указал имя каждого на развороте. «Когда просишь о чем-то специально, скорее всего, ничего не произойдет. Другое дело, если человек что-то написал в комментариях или задонатил 50 рублей, а его взяли и отметили в книге. После этого он наверняка будет работать адвокатом бренда! И сторис запишет, и друзьям расскажет… А мне это стоит всего 10 букв в алфавите», — объясняет создатель «Бабрбука».
От иркутян — для иркутян

Идея сделать второй путеводитель возникла практически сразу после выхода первого. Но реализовать задумку получилось значительно позже — в 2020 году. До этого Дмитрий успел развестись с женой, пережить экзистенциальный кризис и «навсегда» уехать во Вьетнам. План по окончательному переезду не сработал, зато именно благодаря нему у Мироманова появилась мысль сделать комикс с легендами озера Байкал.

Дмитрий вспоминает:
«На второй день пребывания во Вьетнаме я подумал: "Что же я натворил? Хочу домой… Но я же мужик, а значит, должен возвращаться победителем. В чем бы мне победить?" Так сложилось, что во время переезда у меня с собой была всего одна сумка. В нее я зачем-то запихал классический костюм и две толстенные книги с байкальскими сказками. И вот, как-то вечером я полистал их и понял, что сделать комикс по легендам — шикарная идея. Совершенно случайно в соцсетях наткнулся на работы художницы Насти Флерко, которая оказалась призером фестиваля манги в Японии. Сразу сказал, что денег нет, но она все равно согласилась. Вот такая у меня суперсила!»
Деньги на новый проект основатель «Бабрбука» снова собрал на краудфандинговой платформе: указал сумму 115 000 рублей, а получил опять на целых 10 000 больше. Созданием комикса руководил полностью удаленно и даже смог провести небольшую PR-кампанию: нанял помощницу, которая распространяла по городу брендированные открытки с QR-кодами. Первый графический роман по сказкам «Ангарские бусы» Дмитрий выпустил в 2019-м, а уже через год вышел еще один комикс «Омулевая бочка» и вторая часть путеводителя.

Цифровая версия проекта появилась только в 2023 году. Из любви к книгам Дмитрий до последнего ей сопротивлялся, но понял, что «Бабрбук» принадлежит не ему, а городу, и каждый человек имеет право познакомиться с проектом в любой удобной версии. Тем более, печатные издания по-прежнему продаются онлайн и в магазинах города.
«Я позиционирую "Бабрбук" как народный проект. С первой частью мы справились вшестером, а вторую создавали всем городом: я бросил клич в соцсетях, и за два дня нам прислали больше сотни локаций. Когда я в первый раз запускал краудфандинг, то посчитал целевой аудиторией туристов. Оказалось, это книга от иркутян для иркутян, ведь даже сами жители были не во всех местах из путеводителей — к своему стыду, и я тоже. А еще это проект для тех, кто хочет рассказать о своей малой родине: очень часто сибиряки покупают путеводители, чтобы подарить их знакомым из других городов.

Я понял, для чего работаю, когда мне случайно скинули сторис девушки из Москвы. Ей подарили путеводитель, она заинтересовалась, приехала в Иркутск и захотела остаться тут жить. Это очень крутой прецедент, который показывает, что все не зря», — рассказывает Дмитрий.
Ни на один тираж основатель «Бабрбука» не тратил личные средства, но и многомиллионной выручки продажи никогда не приносили. Зато реализация одного полного цикла тиража двух путеводителей и двух комиксов стабильно дает создателю проекта возможность полностью восстановить такой же тираж и пустить небольшую сумму на развитие следующих идей.
Жизнь — лучшая игра в мире

Сегодня «Бабрбук» — вселенная, которая выходит далеко за рамки путеводителя. Помимо работы над книгами и комиксами, команда сотрудничает с другими компаниями. Например, начиная с прошлого года Дмитрий вместе с художницей Ксенией Яненко занимается разработкой новогоднего оформления Иркутска. А еще скоро выйдет его новый совместный проект с Анастасией Флерко — комикс по бурятским легендам для крупной экосистемы.
«Нужно постоянно тренироваться, как в спортзале: постепенно "накидывать блины" и "прокачивать мышцы". Мы запускаем новый проект, и я жду не дождусь, когда зайду в свой импровизированный зал проверить, какой вес смогу поднять на этот раз.


Я стараюсь никогда ничего не прогнозировать. Получится — хорошо, не получится — по крайней мере я сделал все возможное. Всегда говорю: "Жизнь — лучшая игра в мире", — мы 100% в нее проиграем, и финального босса никому не удалось пройти. Но раз уж мы это знаем заранее, обязательно нужно получать удовольствие от процесса. Иначе зачем играть? Жить по принципу "родился, поработал, умер" может каждый, но точно так же каждый может сделать хоть что-то. Пусть это будет полная ерунда — главное, чтобы вы кайфанули в процессе. И негатив окружающих не должен быть оправданием бездействия», — рассуждает Дмитрий.
Планы у создателей «Бабрбука» не менее грандиозные. Сейчас Дмитрий и Марина в процессе подготовки русско-иркутского алфавита, каждая буква в котором будет обозначать некий речевой эндемик. Еще одна идея — выпустить этнический хоррор-комикс. Основу для него Дмитрий планирует найти в истории Иерусалимской горы в центре Иркутска — раньше в этом месте было огромное городское кладбище. А подробнее рассказать про Бабра и других вымышленных обитателей берега Байкала Мироманов хочет в книге «Иркутский бестиарий».
«У меня есть одна странная идея — хочу стать бессмертным. Проект "Бабрбук" это позволяет. Он нужен, чтобы показать местным жителям, в каком прекрасном городе они живут. Смотреть в сторону Москвы легко, но ведь и Иркутск — это не деревня, а, скорее, большая семья или команда. Место зависит от человека, и я пытаюсь донести эту мысль, пусть иногда и получается криво-косо», — делится Дмитрий.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru